Герб

Сельское поселение

Бижбулякский сельсовет

муниципального района Бижбулякский район

Республики Башкортостан

Герб

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОРГАНАМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 6 ОКТЯБРЯ 2003 Г. N 131-ФЗ “ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ” В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ, ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ ЛЮДЕЙ НА ВОДНЫХ ОБЪЕКТАХ

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ

И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ОРГАНАМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 6 ОКТЯБРЯ 2003 Г. N 131-ФЗ

“ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ” В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ, ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ ЛЮДЕЙ НА ВОДНЫХ ОБЪЕКТАХ

 

Настоящие Методические рекомендации разработаны на основании Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” для оказания содействия органам местного самоуправления в работе по решению вопросов, входящих в компетенцию этих органов, в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Методические рекомендации подлежат уточнению по мере внесения изменений в федеральное законодательство, а также обобщения практического опыта их применения.

 

 

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ЛЮДЕЙ

НА ВОДНЫХ ОБЪЕКТАХ

 

Общая характеристика действий при угрозе затопления

 

В этих условиях основной задачей органов местного самоуправления и органов управления ГО ЧС всех уровней является предотвращение или минимизация ущерба от затопления, а также обеспечение защиты населения и объектов экономики.

Меры защиты от наводнений подразделяются на оперативные (срочные) и технические (предупредительные) (Приложение N 6).

Оперативные меры не решают в целом проблему защиты от наводнений и должны осуществляться в комплексе с техническими мерами.

Технические меры носят предупредительный характер и для их осуществления необходимо заблаговременное проектирование и строительство специальных сооружений, предполагающее значительные материальные затраты.

Заблаговременными (техническими) мерами борьбы с наводнениями являются:

регулирование стока в русле реки;

отвод паводковых вод;

регулирование поверхностного стока на водосбросах;

обвалование;

спрямление русел рек и дноуглубление;

строительство берегозащитных сооружений;

подсыпка застраиваемой территории;

ограничение строительства в зонах возможных затоплений и др.

Опыт осуществления указанных мероприятий по уменьшению последствий наводнений в России показывает, что наибольший экономический эффект и надежная защита пойменных территорий от наводнений могут быть достигнуты при использовании обширного комплекса мероприятий, сочетании активных методов защиты (регулирование водостока) с пассивными методами (обвалование, руслоуглубление и т.п.).

Выбор способов защиты зависит от ряда факторов: гидравлического режима водотока, рельефа местности, инженерно-геологических и гидрогеологических условий, наличия инженерных сооружений в русле и на пойме (плотины, дамбы, мосты, дороги, водозаборы и т.д.), расположения объектов экономики, подвергающихся затоплению.

Основными направлениями действий органов местного самоуправления и управлений по делам ГО и ЧС при угрозе затопления являются:

анализ обстановки, выявление источников и возможных сроков затопления;

прогнозирование видов (типов), сроков и масштабов возможного затопления;

планирование и подготовка комплекса типовых мероприятий по предупреждению затоплений;

планирование и подготовка к проведению аварийно-спасательных работ в зонах возможного затопления.

В период угрозы затопления в режиме повышенной готовности функционируют органы управления ГОЧС органов местного самоуправления.

Как правило, на всех указанных уровнях решением руководителей органов местного самоуправления создаются противопаводковые комиссии, председателями которых обычно назначаются первые заместители глав администраций.

Противопаводковые комиссии при угрозе возникновения затопления работают в дежурном режиме и проводят следующие мероприятия:

организуют круглосуточный контроль за паводковой обстановкой в зоне своей ответственности, используя посты Росгидромета и своих наблюдателей;

поддерживают постоянную связь и обмениваются информацией с комиссиями по чрезвычайным ситуациям и оперативными дежурными органов управления ГОЧС;

проводят учения (тренировки) по противопаводковой тематике и организуют обучение населения правилам поведения и действиям во время наводнений;

отправляют донесения в вышестоящие органы управления;

уточняют и корректируют планы противопаводковых мероприятий с учетом складывающейся обстановки;

решением руководителя органа местного самоуправления организуют круглосуточные дежурства спасательных сил и средств;

уточняют (предусматривают) места (районы) временного отселения пострадавших жителей из подтопленных (разрушенных) домов, организуют подготовку общественных зданий (школ, клубов и т.п.) или палаточных городков к размещению эвакуируемых;

предусматривают обеспечение эвакуируемого населения всем необходимым для жизни;

согласуют с территориальными органами МВД России и органами местного самоуправления порядок охраны имущества, оказавшегося в зоне затопления;

организуют круглосуточные дежурства по наблюдению за изменением уровня воды в источниках наводнения;

участвуют в организации и оборудовании объездных маршрутов транспорта взамен подтопленных участков дорог;

организуют (контролируют) укрепление имеющихся и сооружение новых дамб и обвалований;

организуют и поддерживают взаимодействие с органами управления Минобороны России, МВД России, территориальными управлениями (отделами) Росгидромета, территориальными подразделениями Всероссийской службы медицины катастроф.

 

Превентивные мероприятия в подготовительный период

 

В период весеннего половодья и паводков на реках противопаводковые комиссии должны предусмотреть выполнение следующих мероприятий:

определение границ и размеров (площади) зон затопления, количества административных районов, населенных пунктов, объектов экономики, площади сельскохозяйственных угодий, дорог, мостов, линий связи и электропередач, попадающих в зоны подтоплений и затоплений;

определение количества пострадавшего населения, а также временно отселяемых из зоны затопления;

определение разрушенных (аварийных) домов, построек и т.п.;

определение объемов откачки воды из затопленных сооружений;

определение количества голов погибших сельскохозяйственных животных;

определение местоположения и размеров сооружаемых дамб, запруд, обвалований, креплений откосов берегов, водоотводных каналов, ям (сифонов);

определение предварительного размера материального ущерба;

определение численности привлекаемых сил и средств (личного состава, техники и т.п.);

непосредственные мероприятия по защите населения.

В подготовительный период важную роль играет анализ обстановки и прогнозирование возможного затопления населенных пунктов.

Анализ обстановки предусматривает выявление возможных причин возникновения угрозы затопления населенных пунктов, среди которых могут быть названы половодье и паводок, а также факторы, способствующие возникновению затопления и подтопления. При этом разрабатываются сценарии развития ЧС, в результате которых:

существенно нарушаются условия жизнедеятельности людей на территории муниципального образования;

возможны человеческие жертвы или ущерб здоровью большого количества людей;

могут быть значительными материальные потери;

возможен значительный ущерб окружающей среде.

Выявление перечисленных вариантов ЧС, связанных с затоплением территорий, производится на основании:

статистических данных о наводнениях и данных многолетних наблюдений по данной территории;

изучения планов действий промышленных объектов в случае возникновения ЧС;

собственных оценок территориальных органов управления РСЧС.

По выявленным факторам, способствующим возникновению ЧС, а также вторичным факторам, представляющим угрозу населению и объектам экономики, производятся:

оценка вероятности возникновения ЧС;

оценка масштабов возможной ЧС.

Под масштабами (показателями масштабов) следует понимать:

количество погибших;

количество пострадавших;

величину материального ущерба;

объем мероприятий, связанных с эвакуацией населения;

затраты на ликвидацию ЧС и восстановительные работы;

косвенные потери (недовыпуск продукции, затраты на пособия, компенсационные выплаты, пенсии и т.д.) и др.

Оценка вероятности возникновения и масштабов ЧС, вызванных авариями на промышленных объектах, в системах жизнеобеспечения и т.д. вследствие воздействия вторичных факторов, производится администрацией соответствующих объектов.

Прогнозирование ЧС и оценку масштабов ЧС следует проводить с учетом требований законодательных и иных нормативных правовых актов и методик, рекомендуемых МЧС России.

Типовой порядок планирования мероприятий по предупреждению ЧС, вызванных затоплениями, включает в себя:

выявление организаций, которые могут быть задействованы в организации и выполнении мероприятий по предупреждению ЧС;

разработку и технико-экономическое обоснование организационных и инженерно-технических мероприятий по предотвращению или снижению риска возникновения ЧС;

разработку и технико-экономическое обоснование мероприятий по снижению тяжести последствий воздействия ЧС на население, объекты экономики и окружающую среду.

Разработанные планы согласовываются с заинтересованными органами и организациями, утверждаются соответствующими руководителями органов местного самоуправления и направляются исполнителям. Контроль за реализацией планов осуществляется органами местного самоуправления через территориальные органы управления РСЧС.

 

Особенности действий при угрозе затоплений, вызванных

авариями на гидротехнических сооружениях

 

Основными превентивными мероприятиями при угрозе затоплений, вызванных авариями на гидротехнических сооружениях, являются:

организация круглосуточного наблюдения за состоянием плотин, дамб, шлюзов, каналов, водосбросов и других гидротехнических сооружений (ГТС);

своевременное принятие мер по сработке водохранилищ, прудов и других водоемов ниже порогового водослива;

организация ремонтно-укрепительных работ на ГТС;

создание и поддержание в рабочем состоянии системы оповещения населения и руководителей объектов экономики о возможной аварии на ГТС и подготовке к эвакуации;

срочная эвакуация населения, сельскохозяйственных животных и наиболее ценного имущества из зон со временем добегания волны прорыва до 4 часов в районы временного отселения, расположенные на возвышенных местах.

В остальном органам управления РСЧС в данной ситуации следует руководствоваться типовым перечнем превентивных мероприятий при угрозе затоплений (Приложение N 6).

 

Подготовка и проведение спасательных работ.

Основные виды и особенности спасательных работ

 

Спасательные работы при ликвидации последствий наводнений, затоплений проводятся с целью спасения людей и подразделяются на четыре основных этапа:

обнаружение пострадавших;

обеспечение доступа спасателей и спасение пострадавших;

оказание первой медицинской помощи;

эвакуация пострадавших из зон опасности.

На каждом этапе выполняются определенные виды спасательных работ:

поиск пострадавших;

работы по деблокированию пострадавших;

оказание первой медицинской помощи;

транспортировка пострадавших из зон опасности (мест блокирования) на пункт сбора.

Главной особенностью спасательных работ в зонах с высоким уровнем воды является сложность обеспечения доступа спасателей к пострадавшим и их деблокирования.

Территорию зоны затопления для удобства управления работами, обеспечения четкого взаимодействия между спасательными подразделениями, как правило, разбивают на секторы, а сектор – на отдельные рабочие места.

По результатам оценки сведений об обстановке руководитель решает следующие организационно-технологические задачи:

– определяет возможность и необходимость усиления привлекаемых к работам сил и средств;

– определяет потребность в подразделениях различных типов;

– распределяет спасательные подразделения и технику по рабочим местам.

Возможности подразделений спасателей определяются на основании производительности применяемых технических средств, трудоемкости выполняемых технологических операций (процессов) и объемов предстоящих работ.

Потребность в спасательных подразделениях рассчитывают, исходя из объема работ, возможностей подразделений, а также заданных ограничений на продолжительность выполнения спасательных работ. Распределение подразделений по рабочим местам (секторам) осуществляют по результатам оценки потребности в этих подразделениях.

При распределении сил и средств для проведения спасательных работ в зонах с опасным уровнем воды целесообразно организовать следующие группы:

группа разведки и поиска пострадавших – на быстроходных плавсредствах (I вариант), на вертолетах (II вариант);

группа деблокирования и эвакуации пострадавших;

группа приема пострадавших и оказания им первой медицинской помощи.

При организации выполнения спасательных работ руководитель выбирает организационно-технологическую схему их ведения. Как правило, используются параллельная, последовательная и смешанная схемы организации спасательных работ.

При выборе способа (приема) деблокирования пострадавшего, а также для организации работ в зоне затопления необходимо учитывать следующие сведения:

время наступления физиологических изменений в организме пострадавшего в различное время года;

тип организационно-технологической схемы выполнения спасательных работ;

возможную продолжительность выполнения спасательных работ.

В табл. 4 определено время наступления физиологических изменений в организме человека при нахождении в воде в различное время года.

 

Таблица 4

 

ВРЕМЯ НАСТУПЛЕНИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ В ОРГАНИЗМЕ

ПОСТРАДАВШЕГО В РАЗЛИЧНОЕ ВРЕМЯ ГОДА, В ЧАСАХ

 

Температура

воды, °С

Время потери сознания         Время смерти
0 0,25 0,25 – 1,0
10 0,5 – 1,0 1,0 – 2,0
15 2,0 – 4,0 6,0 – 8,0
20 3,0 – 7,0 Относительно безопасно
25 12,0 Относительно безопасно
30 70,0 72 – 75

 

Тип организационно-технологической схемы выбирается, исходя из принятой последовательности отработки рабочих мест (секторов), распределенных по группам в зависимости от применяемых технологий и объемов работ.

Прогнозируемая продолжительность выполнения спасательных работ не должна превышать допустимую продолжительность. В противном случае руководитель должен изменить схему организации работ, а при необходимости применить другие технологии для спасательных подразделений.

В зонах высокого уровня воды пострадавшие могут быть блокированы в следующих местах:

над поверхностью воды (деревья, верхние этажи зданий и сооружений);

на поверхности воды;

под водой (в затопленных помещениях и на дне).

В зависимости от месторасположения пострадавших и наличия сил и средств для их спасения могут быть использованы различные способы.

С целью спасения жизни пострадавших и приведения их в состояние, допускающее транспортировку, им оказывают первую медицинскую помощь.

При необходимости первая медицинская помощь оказывается на месте обнаружения пострадавших после обеспечения к ним доступа и извлечения из воды.

В случаях, не представляющих опасности для пострадавших, оказание первой медицинской помощи производится на пункте сбора после эвакуации за пределы зон опасности.

Эвакуацию пострадавших из мест блокирования осуществляют после обеспечения к ним доступа, деблокирования и оказания первой медицинской помощи.

Пострадавшие эвакуируются из мест блокирования в два этапа: из места блокирования в плавсредство и из него на пункт сбора пострадавших.

Для обеспечения высокой эффективности спасательных работ в зонах затопления различные их виды могут выполняться как последовательно, так и параллельно на разных участках работ.

Поиск пострадавших в зонах опасного уровня воды заключается в определении мест их расположения и состояния здоровья, определении возможных путей подхода спасателей и эвакуации пострадавших.

В зависимости от наличия соответствующих сил и средств поисковые работы проводятся следующими способами:

– сплошным визуальным обследованием зоны затопления разведгруппами на плавсредствах;

– облетом зоны затопления на вертолетах;

– по свидетельствам очевидцев и спасенных пострадавших.

При проведении поисковых мероприятий необходимо:

– обследовать всю зону затопления;

– определить и обозначить места нахождения пострадавших;

– определить состояние здоровья пострадавших, характер полученных травм и способы оказания первой медицинской помощи;

– определить пути извлечения пострадавших;

– устранить или ограничить воздействие на пострадавших вторичных поражающих факторов.

Деблокирование пострадавших при проведении спасательных работ (СР) в зонах затопления представляет собой комплекс мероприятий, проводимых для обеспечения доступа к пострадавшим, извлечения из мест блокирования, организации путей их эвакуации.

В зависимости от местонахождения пострадавших и технологии выполнения работы по деблокированию разделяются на три основных вида:

снятие пострадавших, находящихся над поверхностью воды (с деревьев, верхних этажей и крыш домов);

спасение пострадавших, находящихся на поверхности воды;

извлечение пострадавших, оказавшихся ниже уровня воды (в затопленных помещениях, на дне).

Деблокирование пострадавших с верхних этажей (уровней) затопленных зданий и сооружений, а также с деревьев и кустарников осуществляется различными способами:

– по сохранившимся или восстановленным лестничным маршам;

– с использованием спасательной веревки (пояса);

– с использованием лестницы-штурмовки;

– с применением канатных дорог;

– с применением спасательного рукава.

Спасение пострадавших перечисленными способами предполагает их погрузку в плавсредства с последующей эвакуацией в безопасное место.

Кроме этого, для снятия пострадавших с верхних этажей зданий могут быть использованы вертолеты, оборудованные специальными средствами.

Спасение пострадавших, находящихся на поверхности воды, производится следующими способами:

– подъем на борт плавсредства;

– буксировка спасателем вплавь;

– использование табельных и подручных спасательных средств.

Извлечение пострадавших из затопленных помещений и со дна представляет сложную задачу и может производиться способами:

– вплавь спасателями в аквалангах;

– деблокированием из затопленных помещений с последующей буксировкой к плавсредству.

Эвакуация пострадавших осуществляется двумя параллельными потоками:

– с поверхности воды и из-под воды на плавсредствах;

– с верхних этажей, деревьев, незатопленных территорий на вертолетах и плавсредствах.

Пострадавшие эвакуируются из мест блокирования в два этапа:

1-й этап – из мест блокирования на борт плавсредства;

2-й этап – с плавсредства на пункт сбора пострадавших.

При спасении большого количества пострадавших, находящихся в зоне затопления, эвакуация проводится в три этапа.

На первом этапе (например при спасении с поверхности воды) производится извлечение из воды, размещение пострадавших в наиболее безопасном незатопленном месте со свободным доступом к путям эвакуации; на втором этапе производится их погрузка на плавсредства; на третьем этапе (или параллельно) организуются пути и производится эвакуация на плавсредствах с этого участка на пункт сбора пострадавших.

В случае экстренных обстоятельств (быстрое повышение уровня воды, распространяющееся на незатопленные территории; опасность ухудшения метеорологической обстановки в зоне затопления) площадки для эвакуации могут быть оборудованы на крышах зданий и верхних сохранившихся этажах, а эвакуация проводится с использованием вертолетов или оборудованных канатных дорог на соседние здания или территории, находящиеся выше максимально возможного уровня подъема воды (сопки, холмы и т.д.).

При проведении эвакуации с верхних этажей затопленных зданий используются следующие способы:

– спуск с использованием спасательных рукавов;

– спуск с помощью спасательного пояса;

– спуск с помощью петли;

– спуск с помощью грудной перевязи;

– спуск пострадавших с помощью канатной дороги;

– подъем на борт вертолета.

Выбор способа и средств эвакуации пострадавших определяется:

– местонахождением людей;

– их физическим и моральным состоянием;

– набором и количеством средств у спасателей для проведения эвакуации;

– уровнем профессиональной подготовки спасателей, степенью внешней угрозы для пострадавших и спасателей.

 

Обеспечение безопасности на водных объектах

и организация спасения на водах

 

В целях обеспечения безопасности и охраны жизни людей на водных объектах, предотвращения чрезвычайных ситуаций органами местного самоуправления издается документ, в котором предусматривается:

  1. Совместно с органами Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России (далее – ГИМС) разработка и принятие Правил охраны жизни людей на водных объектах на территории муниципального образования (Приложение N 7), определение меры ответственности физических и юридических лиц за невыполнение данных правил в соответствии с действующим законодательством. Назначение должностных лиц органов местного самоуправления, ответственных за обеспечение безопасности на водных объектах и участвующих совместно с надзорными органами в проверках по определению готовности к эксплуатации рекреационных зон на водоемах.
  2. Разработка и согласование с территориальными органами МЧС России плана взаимодействия по обеспечению безопасности жизни людей на водных объектах, в котором следует отразить силы и средства, имеющиеся для предупреждения и ликвидации ЧС на акваториях, в местах массового отдыха людей, на переправах, в местах массового выхода рыбаков на лед и т.д., с учетом круглогодичного посещения указанных мест.
  3. Проведение работы по установлению мест для массового отдыха, купания и занятия спортом на водных объектах (далее – “зоны рекреации”) совместно с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора, охраны природы, ГИМС.

Перед началом купального сезона дно водоема до границы плавания должно быть обследовано водолазами и очищено от водных растений, коряг, камней, стекла и др., иметь постепенный скат без уступов до глубины 1,75 м, при ширине полосы от берега не менее 15 м.

Площадь водного зеркала в месте купания при проточном водоеме должна обеспечивать не менее 5 кв. м на одного купающегося, а на непроточном водоеме – в 2 – 3 раза больше. На каждого человека должно приходиться не менее 2 кв. м площади пляжа. В местах, отведенных для купания, не должно быть выхода грунтовых вод, водоворота, воронок и течения, превышающего 0,5 м в секунду.

Зоны рекреации должны соответствовать санитарно-гигиеническим нормам и правилам перед началом и в период купального сезона.

  1. Установление сроков купального сезона, продолжительность работы зон рекреации водных объектов. Разработка совместно с органами ГИМС плана мероприятий по обустройству мест массового отдыха населения у водных объектов.
  2. Проведение мероприятий по обустройству мест массового отдыха. Руководителям предприятий, организаций и учреждений, частным лицам, имеющим базы отдыха с местами для купания на водных объектах, необходимо создавать ведомственные спасательные посты. На территории зоны рекреации, не далее 5 м от воды, через каждые 50 м должны выставляться щиты с навешенными на них спасательными кругами и “концами Александрова”. На кругах должно быть нанесено название объекта и надпись “Бросай утопающему”.

На каждом пляже должны быть установлены мачты голубого цвета высотой 8 – 10 м для подъема сигналов: желтый флаг 70 x 100 см или 50 x 70 см (купание разрешено), черный шар диаметром 1 м (купание запрещено).

На пляжах должны быть оборудованы помещения для оказания первой медицинской помощи с постоянным дежурством персонала. Пункт первой медицинской помощи должен быть обеспечен необходимым инструментом и медикаментами для оказания помощи пострадавшим на воде.

Обеспечить проведение водолазных осмотров дна в местах купания.

  1. В целях обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан, по производственным и иным соображениям проведение работы по установлению мест, где запрещены купание, катание на лодках, забор воды для питьевых и бытовых нужд, водопой скота, другие условия общего водопользования.
  2. Определение порядка привлечения добровольцев-общественников для оказания помощи профессиональным спасательным подразделениям в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и происшествий на водных объектах.
  3. Привлечение сотрудников органов внутренних дел для обеспечения правопорядка в местах массового отдыха населения на акваториях. При проведении патрулирования в местах рекреации обращать особое внимание на наличие точек торговли спиртными напитками.
  4. Участие, совместно с органами милиции, органами ГИМС, управлением по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, в установлении режима работы ледовых переправ.

 

Приложение N 6

к Методическим рекомендациям

 

ПЕРЕЧЕНЬ

ОСНОВНЫХ ПРЕВЕНТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПРИ НАВОДНЕНИЯХ

 

  1. Режимы проведения мероприятий:

 

  1. Нормальная повседневная деятельность.
  2. Прогнозируемая угроза возникновения ЧС.
  3. Периоды ЧС и ликвидация последствий.

 

    Мероприятия,

осуществляемые на

местном уровне

Характеристика мероприятий, параметры их

проведения

Контроль за состоя-

нием гидропостов на

речках и водоемах

данной территории и

принятие мер по его

развитию и совершен-

ствованию

Режимы 1, 2. Контроль за эффективностью

функционирования гидрометеослужбы (в т.ч.

сети гидропостов) на реках и водоемах

Российской Федерации и принятие мер по ее

укреплению и совершенствованию: создание

системы комплексных наблюдений, обеспечи-

вающих непрерывный сбор прогностических

данных для региональных отделений Гидро-

метцентра, оснащение цифровым оборудовани-

ем, средствами вычислительной техники,

электронной и межкомпьютерной связью. Сох-

ранение существующей сети гидропостов, вы-

деление финансовых и материально-техничес-

ких ресурсов для поддержания их функциони-

рования

Создание, совершен-

ствование и обеспече-

ние функционирования

системы непрерывного

наблюдения за гидро-

логической обстанов-

кой на реках и водо-

емах данной террито-

рии и оповещения об

угрозе наводнения

Режимы 1, 2. Использование данных традици-

онных и автоматизированных гидрометричес-

ких постов Гидрометцентра, показаний ме-

теорологических радаров, данных спутнико-

вого наблюдения. Контроль за непревышением

наблюдаемыми параметрами критических для

конкретных ГТС, выдача предупреждения на

проведение сброса воды по результатам на-

блюдения и расчетов. Финансирование и тех-

ническое перевооружение системы наблюде-

ния. Автоматизация процесса контроля за

состоянием плотин, дамб и т.п. Согласова-

ние времени сброса воды из водохранилищ.

Информирование и оповещение органов влас-

ти, ГОЧС и населения

Прогнозирование воз-

можной обстановки при

ожидаемом наводнении

и оповещение о ре-

зультатах прогноза

органов власти, уч-

реждений, организа-

ций, предприятий и

населения

Режимы 1, 2. Проведение расчетов по из-

вестным методикам, моделирование гидроло-

гических процессов с использованием моде-

лей и режимов реального времени. Проверка

и уточнение проектных решений с учетом

последних методических разработок.

Задействование ГИС региональных центров

ГОЧС. Доклад результатов расчета (прогно-

за) руководству МЧС, доведение его до ГУ

ГОЧС, органов власти на местах. В случае

возникновения реальной угрозы затопления –

оповещение органов власти, ГОЧС и

населения

Подготовка к прове-

дению мероприятий по

эвакуации населения и

материальных ценнос-

тей из зон возможного

затопления (уточнение

расчета сил и

средств; организация

взаимодействия с

воинскими частями;

проведение тренировок

по действиям в случае

наводнения и заблаго-

временное их проведе-

ние при угрозе)

Режимы 1, 2, 3. Отработка планов проведе-

ния эвакуации. Определение мест размещения

эвакуированного населения, порядка обеспе-

чения его жизненно важных потребностей.

Доведение до населения порядка действий и

правил поведения в случае осуществления

эвакуации. Установление порядка и норм

обеспечения, определение источников финан-

сирования эвакуационных мероприятий. Соз-

дание формирований транспортного и мате-

риального обеспечения. Проведение расчетов

по определению потребности в транспортных

средствах, ГСМ и ресурсах первоочередного

жизнеобеспечения. Планомерное проведение

эвакуации в случае возникновения реальной

угрозы (по данным наблюдений и прогноза)

Подсыпка и укрепление

берегозащитных

сооружений (огражде-

ние дамб, обваловок

и т.п.)

Режимы 1, 2. Наличие технических решений

на проведение работ. Определение мест

выемки грунта, бутовых материалов и пр.

Определение подрядных организаций на про-

изводство работ. Планирование работ. Обес-

печение материально-техническими ресурсами

работ по реконструкции ГТС

Контроль за работой

водохранилищ по прия-

тию паводковых вод и

регулированию стока

Режимы 1, 2. Сезонный сброс воды из верх-

него бьефа в соответствии с расчетами по

данным многолетних наблюдений. Усиление

контроля в предпаводковый и паводковый

периоды, периоды половодья. Корректировка

графика сброса воды по данным конкретного

периода. Согласование на межрегиональном

уровне графика сброса воды для крупных

водохранилищ. Оперативное обобщение данных

о наполнении водохранилищ и выработка

предложений по времени и объему сброса для

принятия решения ответственными лицами

Подготовка мер по

отводу паводковых

вод, дноуглубительные

и русловыпрямительные

работы

Режимы 1, 2. Проводятся по результатам

гидрогеологических изысканий. Контроль за

состоянием береговой линии, набережных в

черте населенных пунктов. Разработка и

планомерная реализация проектов производ-

ства работ для населенных пунктов, подвер-

женных воздействию фактора. Использование

местных строительных естественных и искус-

ственных материалов. Завоз материалов и

конструкций для производства работ (в слу-

чае необходимости). Контроль за своевре-

менностью выполнения работ (готовность к

паводковому периоду). СН.П 2.06.15-Й,

СН.П 2.в1.14-ЯЗ

Обследование и укре-

пление мостов, подго-

товка материалов и

средств к их восста-

новлению. Планирова-

ние и подготовка к

наводнению временных

переправ

Режимы 1, 3. Производятся специалистами

визуально и с применением специального

оборудования на предмет физической устой-

чивости и способности функционировать

в экстремальных условиях. По результатам

обследования принимается решение об усиле-

нии, о дублировании, выводе из эксплуата-

ции и т.п. Решение согласуется (ведомства,

владельцы, арендаторы и др.)

Подготовительные ра-

боты по организации

оказания медицинской

помощи пострадавшим

людям, по первооче-

редному жизнеобеспе-

чению, а также по за-

щите сельскохозяйст-

венных животных при

угрозе наводнения

Режимы 2, 3. Приведение в готовность боль-

ничной сети, развертывание дополнительных

пунктов оказания медицинской помощи. Зак-

репление медицинского персонала за местами

размещения эвакуируемых. Пополнение запа-

сов медикаментов и средств оказания меди-

цинской помощи. Выдвижение медицинских

формирований к предполагаемым местам про-

ведения аварийно-спасательных работ. Под-

готовка транспорта для лечебно-эвакуацион-

ного обеспечения населения в зоне ЧС. Ор-

ганизация взаимодействия с местными орга-

нами власти, аварийно-спасательными форми-

рованиями, милицией, войсковыми частями,

лечебными учреждениями, предприятиями и

организациями в зонах ЧС. Подготовка мед-

персонала по курсу “Медицина катастроф”.

Применение мобильных формирований первич-

ного жизнеобеспечения и мобильных комплек-

сов первичного жизнеобеспечения. Завоз

продовольствия и предметов первой необхо-

димости, гуманитарной помощи с применением

авиации и судов маломерного флота при не-

возможности доставки автомобильным транс-

портом. Оборудование площадок разгрузки и

хранения. Создание запасов в угрожаемый

период. Обеспечение охраны и сохранности.

Организация распределения. Определение бе-

зопасных мест размещения животных. Транс-

портное обеспечение в случае необходимос-

ти. Обеспечение кормами. Обеспечение охра-

ны. Обеспечение сбора и транспортировки к

местам потребления (переработки) сельхоз-

продукции (мяса, молока, яиц и т.п.)

Проведение мероприя-

тий по укреплению же-

лезных и автомобиль-

ных дорог, попадающих

в зоны возможного за-

топления. Подготовка

к организации времен-

ных объездных путей

Режим 2, 3. По результатам обследования

принимается решение об усилении, о дубли-

ровании, выводе из эксплуатации и т.п.

Решение согласуется (ведомства, владельцы,

арендаторы и др.). Корректировка транс-

портной схемы производится по результатам

разведки и обследования состояния транс-

портных коммуникаций и объектов в случае

невозможности их дальнейшей эксплуатации.

Производится за счет использования резерв-

ных маршрутов или сооружения временных

транспортных коммуникаций. Увязка пунктов

сопряжения различных видов транспорта по

пунктам обслуживания населения и грузопо-

токов. Организация регулирования на новых

маршрутах. Обеспечение регламентирующими

знаками, указателями и т.п.

Создание запасов

средств для ликвида-

ции последствий

Режимы 1, 2. Анализ порядка и номенклатуры

используемых материально-технических ре-

сурсов при ликвидации ЧС для районов с

частой повторяемостью по данным многолет-

них наблюдений. Выработка предложений по

составу и объему создаваемых резервных за-

пасов, порядку финансирования, подготовка

заявок. Контроль за состоянием неснижаемых

(нормируемых) запасов. Определение мест

хранения и порядка доставки в район бедст-

вия. Подготовка площадок для приема посту-

пающих в ходе ликвидации ЧС грузов

Подготовка к восста-

новлению поврежденных

наводнением систем

водо-, тепло-,

энергоснабжения и

связи, разрушенных

или поврежденных

дорог

Режимы 1, 2. Разработка планов действий в

условиях угрозы и в ходе ликвидации ЧС.

Обеспечение материально-техническими ре-

сурсами. Создание запасов резервных авто-

номных источников энергоснабжения, тепла

и т.п. Проведение учений и тренировок по

переводу коммунально-энергетических объек-

тов на особый режим функционирования, от-

работка нормативов перевода на особый ре-

жим (подготовка к переводу – не более

12 часов, непосредственно перевод – не

более 6 часов). Создание запасов реаген-

тов, расходных материалов. Согласование

порядка обеспечения эвакуированного насе-

ления коммунально-энергетическими услугами

Осуществление мер по

укреплению и защите

систем тепло- и эле-

ктроснабжения, связи,

дорог и других транс-

портных коммуникаций

Режимы 1, 3. Изучение условий размещения

объектов, трассировки трубопроводных се-

тей. Оценка риска повреждения и разруше-

ния. Разработка и обоснование технических

решений для конкретных объектов с учетом

возможного характера воздействия ЧС на

здания и сооружения объекта, технологичес-

кий процесс. Увязка решений с общим ком-

плексом мероприятий по предотвращению за-

топлений. Снижение вероятности возникнове-

ния вторичных факторов поражения за счет

инженерных решений и введения особого тех-

нологического режима, снижения запасов

опасных веществ, ограничения мощности про-

изводства. В некоторых случаях – остановка

производства, прекращение деятельности,

корректировка транспортной схемы

Предварительное ос-

лабление ледяного по-

крова для предотвра-

щения образования за-

торов и зажоров

Режимы 2, 3. Создание специальных команд

для подрыва льда, обучение методике прове-

дения взрывных работ на реках с различной

ледовой обстановкой. Сертификация формиро-

ваний. Экипировка и оснащение команд. Сог-

ласование порядка применения взрывного

способа ликвидации заторов и порядка ис-

пользования команд подрывников. Планирова-

ние доставки команд в места проведения

взрывных работ. Проведение учений и трени-

ровок. Применение ледокольного флота.

Зачернение ледовых полей. Применение авиа-

ции для прицельного бомбометания по местам

образования заторов

 

  1. Нормы обеспечения населения предметами

первой необходимости

 

 N

п/п

   Наименование предметов     Единицы

измерения

  Количество
1 Миска глубокая металлическая шт./чел. 1
2 Ложка -“- 1
3 Кружка -“- 1
4 Ведро шт. на 10 чел. 2
5 Чайник металлический -“- 1
6 Мыло г/чел./мес. 200
7 Моющие средства -“- 500
8 Постельные принадлежности компл./чел. 1

 

Примечания: 1. Приказ Минобороны России от 15.10.1992 N 200.

  1. Рекомендации по оборудованию и жизнеобеспечению полевого палаточного лагеря для временного размещения эвакуированных и беженцев. – М.: ГКЧС, 1992.

 

  1. Нормы обеспечения продуктами питания

пострадавшего в ЧС населения

 

 N

п/п

   Наименование продукта    Единицы

измерения

  Количество
1 Хлеб из смеси ржаной обдирной

и пшеничной муки 1-го сорта

г/чел. в сутки 250
2 Хлеб белый из пшеничной муки

1-го сорта

-“- 250
3 Мука пшеничная 2-го сорта -“- 15
4 Крупа разная -“- 60
5 Макаронные изделия -“- 20
6 Молоко и молокопродукты -“- 200
7 Мясо и мясопродукты -“- 60
8 Рыба и рыбопродукты -“- 25
9 Жиры -“- 30
10 Сахар -“- 40
11 Картофель -“- 300
12 Овощи -“- 120
13 Соль -“- 20
14 Чай -“- 1

 

Примечания: 1. Нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения Российской Федерации. – М.: Медицина, 1992.

  1. Сборник нормативных и инструктивных материалов по применению закона РСФСР “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС”. – М., 1992.

 

  1. Нормы обеспечения населения водой

 

┌────┬────────────────────────────────┬─────────────┬────────────┐

│ N  │      Виды водопотребления      │   Единицы   │ Количество │

│п/п │                                │  измерения  │            │

├────┼────────────────────────────────┼─────────────┼────────────┤

│1   │Питье                           │л/чел. сут.  │2,5/5,0     │

├────┼────────────────────────────────┼─────────────┼────────────┤

│2   │Приготовление пищи, умывание, в │-“-          │7,5         │

│    │том числе:                      │             │            │

│    │- приготовление пищи и мытье    │-“-          │3,5         │

│    │кухонной посуды                 │             │            │

│    │- мытье индивидуальной посуды   │-“-          │1,0         │

│    │- мытье лица и рук              │-“-          │3,0         │

├────┼────────────────────────────────┼─────────────┼────────────┤

│3   │Удовлетворение санитарно-гигие- │-“-          │21,0        │

│    │нических потребностей человека и│             │            │

│    │обеспечение санитарно-гигиени-  │             │            │

│    │ческого состояния помещений     │             │            │

├────┼────────────────────────────────┼─────────────┼────────────┤

│4   │Выпечка хлеба и хлебопродуктов  │л/кг         │1,0         │

├────┼────────────────────────────────┼─────────────┼────────────┤

│5   │Прачечные, химчистки            │-“-          │40,0        │

├────┼────────────────────────────────┼─────────────┼────────────┤

│6   │Для медицинских учреждений      │л/чел. в сут.│50,0        │

├────┼────────────────────────────────┼─────────────┼────────────┤

│7   │Полная санобработка людей       │л/чел.       │45,0        │

└────┴────────────────────────────────┴─────────────┴────────────┘

 

Примечания: 1. ГОСТ 22.3.006-87 В. Нормы водоснабжения населения.

  1. В числителе указаны нормы водоснабжения для питья взрослого населения и подростков (от 14 лет и старше), а в знаменателе – нормы для детей от 1 года до 14 лет и кормящих матерей.

 

  1. Рекомендуемые комплекты одежды, белья и обуви

для выдачи пострадавшему населению <*>

 

——————————–

<*> Приведенные в таблице комплекты одежды, белья и обуви рекомендованы Минторгом СССР. Отчет о НИР 88123. – М.: Минторг СССР, ВНИЭТсистем.

 

┌───────┬──────────────────────────┬─────────────────────────────┐

│ Время │        Для мужчин        │         Для женщин          │

│ года  ├───────────────┬──────────┼──────────────────┬──────────┤

│       │ наименование  │количество│   наименование   │количество│

│       │ одежды, белья,│          │  одежды, белья,  │          │

│       │     обуви     │          │      обуви       │          │

├───────┼───────────────┼──────────┼──────────────────┼──────────┤

│Лето   │Брюки          │1         │Платье летнее     │1         │

│       │Сорочки        │1         │Чулки, пара       │1         │

│       │Носки, пара    │1         │Белье нательное   │1         │

│       │Белье нательное│1         │(комплект из 2    │          │

│       │(майки, трусы) │          │предметов)        │          │

│       │Обувь летняя,  │1         │Обувь летняя,пара │1         │

│       │пара           │          │                  │          │

├───────┼───────────────┼──────────┼──────────────────┼──────────┤

│Зима   │Пальто, куртка │1         │Пальто, куртка    │1         │

│       │Костюм         │1         │Платье, костюм    │1         │

│       │Сорочка        │1         │Белье нательное   │1         │

│       │Белье нательное│1         │(комплект из 2    │          │

│       │(комплект из 2 │          │предметов)        │          │

│       │предметов)     │          │Чулки, пара       │1         │

│       │Носки, пара    │1         │Платок головной   │1         │

│       │Шапка          │1         │Шапка вязаная     │1         │

│       │Обувь, пара    │1         │Обувь, пара       │1         │

│       │Перчатки,      │1         │Перчатки,         │1         │

│       │варежки, пара  │          │варежки, пара     │          │

├───────┼───────────────┼──────────┼──────────────────┼──────────┤

│Весна, │Плащ, куртка   │1         │Плащ, куртка      │1         │

│осень  │Костюм         │1         │Платье, костюм    │1         │

│       │Сорочка        │1         │Белье нательное   │1         │

│       │Белье нательное│1         │(комплект из 2    │          │

│       │(комплект из 2 │          │предметов)        │          │

│       │предметов)     │          │Чулки, пара       │1         │

│       │Носки, пара    │1         │Платок головной   │1         │

│       │Головной убор  │1         │Обувь, пара       │1         │

│       │(кепи, береты) │          │                  │          │

│       │Обувь, пара    │1         │                  │          │

└───────┴───────────────┴──────────┴──────────────────┴──────────┘

 

Запасы материальных средств чрезвычайного резервного фонда, используемого для организации первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения, создаются органами местного самоуправления в соответствии:

– с Федеральным законом “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648);

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 1996 г. N 1340 “О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС природного и техногенного характера”.

Предлагаемые к развертыванию элементы полевого пункта временного размещения населения:

– пункт встречи;

– место высадки эвакуированного населения из автомобильного транспорта;

– администрация ПВР, пункт регистрации, стол справок;

– пункт вещевого обеспечения;

– склад вещевого имущества, предметов первой необходимости;

– место для умывания;

– пункт питания;

– пункт выдачи гуманитарной помощи;

– место размещения “матери и ребенка”;

– место проживания эвакуированного населения на 100 человек (50 x 2);

– медицинский пункт;

– пункт социально-психологической помощи;

– туалеты.

Кроме перечисленных элементов назначаются посты регулирования, посты охраны общественного порядка.